Малыши проявляют большой интерес ко всему, что делают взрослые. Особенно их привлекают трудовые действия, потому что приводят к эффективному результату. Например, на огороде только что земля была сухая, листья пожухлые, а как только полили грядки, земля стала густо-черной и листья сразу ожили, налились свежестью, краской. А кроме того, малыш понимает, что взрослые занимаются полезным делом. Даже когда смотришь на это со стороны, испытываешь удивительное чувство соприкосновения с настоящей жизнью. А уж если взрослые берут тебя в помощники, тут уж малыши, чтобы оправдать такое доверие, готовы горы сдвинуть. Взрослым важно занять ребенка так, чтобы не перегружать, но одновременно не подчеркивать беспомощность малыша.
В два с половиной года мальчики и девочки могут переносить грузы примерно одинаковой тяжести — по 500 г в каждой руке. Но скоро мышечная сила у мальчиков начинает преобладать по сравнению со "слабым полом": мальчики могут переносить по 650 г, девочки — 550 г в каждой руке, а с трех лет и старше — соответственно 700 и 600 г. Следите, чтобы этой работой дети не занимались более 5-7 минут и переносили груз на расстояние до 150 м.
Мускулатура спины у трехлеток еще недостаточно окрепла, поэтому очень важно, чтобы посильные для себя тяжести малыши переносили одновременно в двух руках, — это убережет позвоночник от искривления. Приобретите для вашего старательного помощника два одинаковых ведерка с устойчивым дном, чтобы не переворачивались. Насыпьте в них по 0,5 кг сыпучего вещества (того же песка из песочницы). С внутренней стороны каждого ведерка отметьте масляной краской уровень содержимого. Объясните ребенку, что наполнять ведерочко разрешается только до этой черточки. Проследите, чтобы малыш поступал именно так.
Маленькие исследователи
Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока... только накопление практического опыта под руководством взрослого.
Уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает интересоваться окружающим миром. Так проявляется начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребенка.
Если в младенчестве кроха отличается безудержным любопытством и откликается в основном на внешние эффекты, такие, как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, то на третьем году ребенка увлекают скрытые свойства предметов, которые он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т. д. Малыш изучает предмет, обнаруживает свойства, таящиеся в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.
Стремление к исследованиям формирует такое замечательное качество, как любознательность. Мир будит в малыше азарт первооткрывателя. Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом.
Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию — деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.
Многие родители поисковые действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки. Некоторые дети отличаются особой активностью, они неудержимые проказники. И все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование.
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
• экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
• экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.
Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь: совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост. Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.
Игры-занятия с элементами экспериментирования, предлагаемые далее, помогут вам:
• продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе "действие — результат";
• воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
• переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему;
• воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое;
• практически знакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т. п.);
• учить малыша выражать словами свои впечатления;
• обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
"Водичка-водичка"
Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.
Материалы. Репродукция к потешке "Водичка-водичка" (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).
Ход занятия. Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее две-три минуты. Отвечает на вопросы: "Кто изображен на картинке? Что делает?" Затем взрослый читает потешку:
Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность почувствовать слова: "вода прозрачная, течет".
В конце занятия мама разливает воду из кувшина по стаканчикам, повторяя еще раз слова: "прозрачная", "журчит", "булькает". Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.
"Какого цвета водичка?"
Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски — например, при рисовании кистью).
Материалы. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см).
Ход занятия. Мама обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например красная, зеленая, синяя, желтая, На своем листе белой бумаги она пробует каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка интерес, промывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает название каждой краски. Мамин листочек откладывается.
Ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает ему четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку для вытирания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. "Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, вода умеет окрашиваться", — говорит мама и предлагает попробовать другие цвета.
Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.
Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и "шарики" меняют цвет: "Какого цвета шарик?", "А этот какой?" и т. д. "Какой же шарик? Разноцветный!" — говорит мама, показывая последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.
"Волшебные краски"
Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного (ахроматический цвет) — коричневый и т. п.
Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие) получают при соединении основных цветов с белилами.
Материалы. Гуашь, кисти, четыре-пять пустых прозрачных стаканчиков.
Ход занятия. Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать, моет кисточку в стакане. Таким образом, возникает цветная водичка. Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике.
Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и показывает малышу фокус: наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. "Что у нас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, а также цветочки". Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвет.
В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом, предварительно спросив разрешения у маленького художника.
Автор: Любовь Николаевна Павлова
В два с половиной года мальчики и девочки могут переносить грузы примерно одинаковой тяжести — по 500 г в каждой руке. Но скоро мышечная сила у мальчиков начинает преобладать по сравнению со "слабым полом": мальчики могут переносить по 650 г, девочки — 550 г в каждой руке, а с трех лет и старше — соответственно 700 и 600 г. Следите, чтобы этой работой дети не занимались более 5-7 минут и переносили груз на расстояние до 150 м.
Мускулатура спины у трехлеток еще недостаточно окрепла, поэтому очень важно, чтобы посильные для себя тяжести малыши переносили одновременно в двух руках, — это убережет позвоночник от искривления. Приобретите для вашего старательного помощника два одинаковых ведерка с устойчивым дном, чтобы не переворачивались. Насыпьте в них по 0,5 кг сыпучего вещества (того же песка из песочницы). С внутренней стороны каждого ведерка отметьте масляной краской уровень содержимого. Объясните ребенку, что наполнять ведерочко разрешается только до этой черточки. Проследите, чтобы малыш поступал именно так.
Маленькие исследователи
Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока... только накопление практического опыта под руководством взрослого.
Уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает интересоваться окружающим миром. Так проявляется начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребенка.
Если в младенчестве кроха отличается безудержным любопытством и откликается в основном на внешние эффекты, такие, как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, то на третьем году ребенка увлекают скрытые свойства предметов, которые он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т. д. Малыш изучает предмет, обнаруживает свойства, таящиеся в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.
Стремление к исследованиям формирует такое замечательное качество, как любознательность. Мир будит в малыше азарт первооткрывателя. Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом.
Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию — деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.
Многие родители поисковые действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки. Некоторые дети отличаются особой активностью, они неудержимые проказники. И все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование.
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
• экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
• экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.
Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь: совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост. Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.
Игры-занятия с элементами экспериментирования, предлагаемые далее, помогут вам:
• продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе "действие — результат";
• воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
• переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему;
• воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое;
• практически знакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т. п.);
• учить малыша выражать словами свои впечатления;
• обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
"Водичка-водичка"
Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.
Материалы. Репродукция к потешке "Водичка-водичка" (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).
Ход занятия. Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее две-три минуты. Отвечает на вопросы: "Кто изображен на картинке? Что делает?" Затем взрослый читает потешку:
Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность почувствовать слова: "вода прозрачная, течет".
В конце занятия мама разливает воду из кувшина по стаканчикам, повторяя еще раз слова: "прозрачная", "журчит", "булькает". Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.
"Какого цвета водичка?"
Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски — например, при рисовании кистью).
Материалы. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см).
Ход занятия. Мама обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например красная, зеленая, синяя, желтая, На своем листе белой бумаги она пробует каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка интерес, промывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает название каждой краски. Мамин листочек откладывается.
Ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает ему четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку для вытирания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. "Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, вода умеет окрашиваться", — говорит мама и предлагает попробовать другие цвета.
Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.
Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и "шарики" меняют цвет: "Какого цвета шарик?", "А этот какой?" и т. д. "Какой же шарик? Разноцветный!" — говорит мама, показывая последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.
"Волшебные краски"
Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного (ахроматический цвет) — коричневый и т. п.
Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие) получают при соединении основных цветов с белилами.
Материалы. Гуашь, кисти, четыре-пять пустых прозрачных стаканчиков.
Ход занятия. Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать, моет кисточку в стакане. Таким образом, возникает цветная водичка. Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике.
Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и показывает малышу фокус: наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. "Что у нас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, а также цветочки". Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвет.
В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом, предварительно спросив разрешения у маленького художника.
Автор: Любовь Николаевна Павлова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии