Двадцать копеек на мороженое, французскую булочку или воду со сладким сиропом из автомата – вот и весь скромный бюджет первоклашки образца 70-80-х годов. К этим деньгам тогдашние мальчишки и девчонки не относились серьезно и уж тем более, им в голову не приходило копить их. Сегодня дела обстоят иначе. В некоторых семьях, родители даже заключают с отпрыском "контракт" и выплачивают ему своеобразную зарплату за выполнение домашних обязанностей и хорошие оценки.
Контракт с карапузом.
-"К чему придем? Я скажу: сынок, я плохо себя чувствую, сходи в аптеку за лекарством. А он в ответ: гони, мать, червонец, тогда, так и быть, схожу?" – возмущается Екатерина Данилова стройная шатенка 33-х лет с красивыми миндалевидными глазами. У Екатерины двое детей – сын-второклассник и совсем крошечная, полугодовалая дочка. Молодая мама всерьез расстраивается, когда слышит как некоторые современные психологи и педагоги пропагандируют идею "материального поощрения детей".
Суть новомодной воспитательной теории в следующем: дети подрастают, и необходимо научить их поддерживать порядок в доме, убирать, готовить. Обычный ребенок воспринимает такую нагрузку без удовольствия. Но эту проблему легко решить с помощью денежного стимула: с сыном или дочкой заключается как бы "контракт" – ты убираешь квартиру, а я плачу за это. Результаты такой педагогики ободряют: мальчишки и девчонки начинают с большей охотой выполнять скучные и не всегда приятные процедуры.
Яблоко от яблоньки.
"Кошмар!" – возмущается Екатерина. Однако психологи уверяют: платить ребенку за выполнение домашних дел можно и даже нужно… Но только в том случае, когда между родителем и ребенком существует очень прочная эмоциональная связь и взаимопонимание. Когда к своему "контракту" обе стороны (и ребенок, и взрослый) относятся как к игре, с изрядной долей юмора.
- "Дело в том, что наша психика благодарно отзывается на такие игровые переключения, переодевания, – они помогают преодолевать рутинную будничность повседневного быта, – рассказывает доктор психологических наук Александр Сударев. – К тому же, если родители правильно выстроили материальные отношения с ребенком, он будет тратить заработанные деньги не только на себя, но и с удовольствием делать символические подарки домашним". Возможность распоряжаться пусть небольшим, но собственным капиталом поможет малышу научиться планировать бюджет, чувствовать ответственность за происходящее, стать более самостоятельным и независимым.
Совсем другое дело – семья, где нет теплой атмосферы и взаимопонимания между членами семьи. В этом случае, плата за домашнюю работу, денежные расчеты могут стать антагонистом эмоциональных контактов, они довершат процесс формализации отношений, взаимного отчуждения и очерствения.
Однако детские психологи уверяют – эгоистичные дети чаще всего являются прямым продолжением эгоистичных родителей. Как говорится, яблоко от яблоньки. Так что, прежде чем упрекать ребенка, быть может, стоит проанализировать собственное поведение?
Работа над ошибками.
Самая главная ошибка, которую допускают многие родители – использование денег в качестве инструмента наказания или запугивания. Многие родители, когда хотят добиться быстрого результата, тут же грешат формулой "не сделаешь – не получишь".Подобная позиция никуда не годится. Вот почему важно именно заключение контракта, в котором четко будет прописано (или оговорено вслух), что обе стороны имеют четкие права и обязанности. А самоуправство типа "захочу и лишу тебя обещанных денег" недопустимо.
Не менее опасно прибегать и к явному подкупу: ты сделаешь то, что я тебя прошу, тогда получишь то, что тебе хочется.
Выстраивая денежные отношения с ребенком, лучше придерживаться следующей стратегии: для начала выделить ребенку небольшую сумму, а когда он научится разумно относиться к деньгам, постепенно увеличивать "пособие".
Не стесняйся время от времени рассказывать ненаглядному чаду, как непросто достаются взрослым людям деньги и как важно тратить их с умом. Если же ребенок сразу потратит всю сумму на какую-нибудь ерунду, стоит предупредить его, что за подобное "расточительство" он может понести наказание – лишиться денежных "дотаций" на некоторое время. Начать выдавать ребенку "карманные" деньги разумнее всего с того дня, как он станет школьником.
Однако, отсчитывая любимому отпрыску деньги на карманные расходы, не стоит забывать философское высказывание: "Доходы, как башмаки, должны быть впору. Когда они малы, то доставляют страдания, а когда слишком велики, легко споткнуться и упасть".
Памятка родителям.
Как только ребенок начинает сам передвигаться по городу, ему нужны наличные деньги. И сразу же встают вопросы: сколько давать? Как? За что?
Вот что советуют психологи К.Дэвис и Р.Тэйлор, авторы книги "Дети и деньги":
1. Давать карманные деньги ребенку можно с 6-7 лет.
2. С самого начала нужно объяснить, какие расходы эти деньги будут покрывать. Например, на роликовые коньки пусть откладывает из своих карманных денег, а новые джинсы родители могут купить ему сами.
3. Сумма выплат должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать раз в месяц.
5. Выдача карманных денег не должна зависеть от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания. Есть семьи, где на отметки установлен прейскурант. Это ведет к повышению успеваемости и к понижению сознательности – вскоре ребенок лишнюю книгу не захочет читать бесплатно.
6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил. Иначе малыш будет не тратить, а транжирить.
7. Ребенку нужно позволить распоряжаться деньгами по собственному желанию. Он быстро сообразит, что один поход в кино стоит 10 эскимо, а вместо трех шоколадок можно купить книгу "Три мушкетера".
8. У детей должны быть обязанности по дому, которые они выполняют бесплатно.
9. Ежегодно в день рождения сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.
10. Нельзя допускать, чтобы дети попрошайничали у своих родителей. Они должны осознавать свое право на получение определенной суммы. Пусть приучаются планировать расходы.
Контракт с карапузом.
-"К чему придем? Я скажу: сынок, я плохо себя чувствую, сходи в аптеку за лекарством. А он в ответ: гони, мать, червонец, тогда, так и быть, схожу?" – возмущается Екатерина Данилова стройная шатенка 33-х лет с красивыми миндалевидными глазами. У Екатерины двое детей – сын-второклассник и совсем крошечная, полугодовалая дочка. Молодая мама всерьез расстраивается, когда слышит как некоторые современные психологи и педагоги пропагандируют идею "материального поощрения детей".
Суть новомодной воспитательной теории в следующем: дети подрастают, и необходимо научить их поддерживать порядок в доме, убирать, готовить. Обычный ребенок воспринимает такую нагрузку без удовольствия. Но эту проблему легко решить с помощью денежного стимула: с сыном или дочкой заключается как бы "контракт" – ты убираешь квартиру, а я плачу за это. Результаты такой педагогики ободряют: мальчишки и девчонки начинают с большей охотой выполнять скучные и не всегда приятные процедуры.
Яблоко от яблоньки.
"Кошмар!" – возмущается Екатерина. Однако психологи уверяют: платить ребенку за выполнение домашних дел можно и даже нужно… Но только в том случае, когда между родителем и ребенком существует очень прочная эмоциональная связь и взаимопонимание. Когда к своему "контракту" обе стороны (и ребенок, и взрослый) относятся как к игре, с изрядной долей юмора.
- "Дело в том, что наша психика благодарно отзывается на такие игровые переключения, переодевания, – они помогают преодолевать рутинную будничность повседневного быта, – рассказывает доктор психологических наук Александр Сударев. – К тому же, если родители правильно выстроили материальные отношения с ребенком, он будет тратить заработанные деньги не только на себя, но и с удовольствием делать символические подарки домашним". Возможность распоряжаться пусть небольшим, но собственным капиталом поможет малышу научиться планировать бюджет, чувствовать ответственность за происходящее, стать более самостоятельным и независимым.
Совсем другое дело – семья, где нет теплой атмосферы и взаимопонимания между членами семьи. В этом случае, плата за домашнюю работу, денежные расчеты могут стать антагонистом эмоциональных контактов, они довершат процесс формализации отношений, взаимного отчуждения и очерствения.
Однако детские психологи уверяют – эгоистичные дети чаще всего являются прямым продолжением эгоистичных родителей. Как говорится, яблоко от яблоньки. Так что, прежде чем упрекать ребенка, быть может, стоит проанализировать собственное поведение?
Работа над ошибками.
Самая главная ошибка, которую допускают многие родители – использование денег в качестве инструмента наказания или запугивания. Многие родители, когда хотят добиться быстрого результата, тут же грешат формулой "не сделаешь – не получишь".Подобная позиция никуда не годится. Вот почему важно именно заключение контракта, в котором четко будет прописано (или оговорено вслух), что обе стороны имеют четкие права и обязанности. А самоуправство типа "захочу и лишу тебя обещанных денег" недопустимо.
Не менее опасно прибегать и к явному подкупу: ты сделаешь то, что я тебя прошу, тогда получишь то, что тебе хочется.
Выстраивая денежные отношения с ребенком, лучше придерживаться следующей стратегии: для начала выделить ребенку небольшую сумму, а когда он научится разумно относиться к деньгам, постепенно увеличивать "пособие".
Не стесняйся время от времени рассказывать ненаглядному чаду, как непросто достаются взрослым людям деньги и как важно тратить их с умом. Если же ребенок сразу потратит всю сумму на какую-нибудь ерунду, стоит предупредить его, что за подобное "расточительство" он может понести наказание – лишиться денежных "дотаций" на некоторое время. Начать выдавать ребенку "карманные" деньги разумнее всего с того дня, как он станет школьником.
Однако, отсчитывая любимому отпрыску деньги на карманные расходы, не стоит забывать философское высказывание: "Доходы, как башмаки, должны быть впору. Когда они малы, то доставляют страдания, а когда слишком велики, легко споткнуться и упасть".
Памятка родителям.
Как только ребенок начинает сам передвигаться по городу, ему нужны наличные деньги. И сразу же встают вопросы: сколько давать? Как? За что?
Вот что советуют психологи К.Дэвис и Р.Тэйлор, авторы книги "Дети и деньги":
1. Давать карманные деньги ребенку можно с 6-7 лет.
2. С самого начала нужно объяснить, какие расходы эти деньги будут покрывать. Например, на роликовые коньки пусть откладывает из своих карманных денег, а новые джинсы родители могут купить ему сами.
3. Сумма выплат должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать раз в месяц.
5. Выдача карманных денег не должна зависеть от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания. Есть семьи, где на отметки установлен прейскурант. Это ведет к повышению успеваемости и к понижению сознательности – вскоре ребенок лишнюю книгу не захочет читать бесплатно.
6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил. Иначе малыш будет не тратить, а транжирить.
7. Ребенку нужно позволить распоряжаться деньгами по собственному желанию. Он быстро сообразит, что один поход в кино стоит 10 эскимо, а вместо трех шоколадок можно купить книгу "Три мушкетера".
8. У детей должны быть обязанности по дому, которые они выполняют бесплатно.
9. Ежегодно в день рождения сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.
10. Нельзя допускать, чтобы дети попрошайничали у своих родителей. Они должны осознавать свое право на получение определенной суммы. Пусть приучаются планировать расходы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии